Содержание
Четвёртое чудо света
Прекрасный Храм на побережье Эгейского моря строился архитекторами Херсифононом и Метагеном 120 лет. Завершён он был примерно в 450 году до н.э. Простоял почти сто лет до тех пор, пока в 356 году до нашей эры его не сжег некий Герострат, возмечтавший таким образом увековечить своё имя. Власти города Эфес постарались принять все меры, чтобы стереть преступное имя из народной памяти, а Храм отстроить заново.
Интересный факт: Храм Артемиды в Эфесе, являющийся одним из Семи чудес античного мира, создан в VI в. до н. э. в греческом городе Эфес (Малая Азия) из белого мрамора, добытого с острова Мармара.
Теперь точно не понять, первый или второй храм Артемиды Эфесской считается четвёртым чудом света. Известно только, что второй храм никто не сжигал, и простоял он половину тысячелетия, почитаемый и римлянами, и ранними византийцами. Разрушен и разграблен был готами в 263 г. уже нашей эры. До наших дней от храма Артемиды в Эфесе дошли обломки мраморных колонн. Из них археологи собрали одну колонну.
Артемида — Богиня плодородия
Артемида была покровительницей Эфеса — дочь Зевса и Лето. Эфесская Артемида даже близко не напоминала вечно молодую Богиню охоты, прекрасную и одновременно опасную. Исследователи предполагают, что культ богини Артемиды в Эфесе сложился на стыке двух верований: местного — малоазийского, и привнесенного греками. В нем Артемида — Богиня плодородия, Богиня-Мать.
Соответственно, в Эфесе почиталось изображение Артемиды «многогрудой»: с целым сонмом амулетов-коров на теле. Статуя Артемиды в храме имела внушительные размеры и выполнена была в хрисоэлефантинной технике — из золота и слоновой кости на деревянной основе. Её наряд спереди украшен животными, по бокам — четырехлепестковыми розами и летящими пчёлками.
Северный олень
Изображение на вазе сохранилось недостаточно отчетливо, поэтому сделана прорисовка. Сопоставление подлинника с графическим воспроизведением превращает представленный сюжет в неопровержимый документ Гиперборийских истоков древнегреческой культуры:
Артемида встречает Аполлона, держа за рога оленя: не лань, а именно северного оленя. Аполлон, с лирой в руках, приближается к ней на колеснице в сопровождении двух дев. Он правит квадригой крылатых коней.
На прорисовке хорошо видны характерные типажи в совсем не греческих одеяниях. Разнообразными растительными орнаментами и свастиками заполняются все промежутки между фигурами. Исследователи искусства древней Греции видят в этой орнаментации «возвращение забытых минойских образов – пальметт, розетт, расходящихся волют с усиками, скрученными в спирали. То — мир потенциальной растительности, мир цветения». Именно такой — цветущей, счастливой страной, предстает Гиперборея в описаниях греческих историков и путешественников.
Экскурсии в Эфес
Античный город Эфес в Турции.